Что такое брендбук, гайдлайн и логобук?
«Хотим брендбук!» – говорите вы. И мы отвечаем: «Отлично!» И раз уж мы заговорили о брендбуке, давайте разберемся, что означает этот термин. А заодно и другие непонятные слова, которые и вам и нам приходится слышать – это «гайдлайн» и «логобук».
Правдиво о брендбуке
Слово «брендбук» пришло к нам из английского языка. Согласно Википедии, брендбук (он же бренд бук или по-английски brand book) – это официальный документ компании, в котором, прежде всего, описаны маркетинговые основы развития бренда, а именно:
- концепция бренда
- атрибуты бренда
- целевая аудитория бренда
- конкурентная среда бренда
- позиционирование бренда
- долгосрочная стратегия развития бренда
Помимо этого, брендбук содержит полное руководство по фирменному стилю, которое включает в себя правила использования всех элементов фирменного стиля на различных носителях (как корпоративных, так и рекламных).
Важный раздел брендбука – это юридические аспекты развития бренда: авторские и смежные права, права на запатентованные торговые знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров и т.п.
Как видите, это емкий документ, имеющий стратегическую ценность и предназначенный исключительно для внутреннего использования ТОП-менеджерами компании.
В нашей стране брендбуком чаще всего называют руководство по фирменному стилю (он же паспорт стандартов фирменного стиля). Собственно говоря, в большинстве случаев брендбук только его и содержит. Почему так происходит? Попытаемся разобраться.
По опыту можем сказать: часто компании разрабатывают логотип и фирменный стиль, имея только общее представление о том, как будет развиваться их будущий бренд и бизнес в целом, и не имеют четкой стратегии и планов. При таком подходе разделы брендбука, превращающие его в полноценный документ, просто не появляются на свет. И это, наверное, основная причина путаницы понятий. Другими словами, разрабатываем брендбук, но опустив все вопросы, на которые нет ответов, получаем в итоге только его часть – стандарты фирменного стиля.
Другая причина путаницы заключается в том, что компании, серьезно относящиеся к брендингу, как правило, разделяют брендбук. Стратегически важная информация остается доступной только узкому кругу людей, имеющих соответствующий доступ. А руководство по фирменному стилю выделяют в отдельный документ, который затем используется маркетинговым отделом для работы с дизайнерами, типографиями, изготовителями наружной рекламы и т. д. При этом зачастую называют такой документ брендбуком (как его составную часть).
Руководство по фирменному стилю (пример)
Если вернуться к терминологии, то мы – сторонники называть вещи своими именами. Документ, который описывает логотип и другие элементы фирменного стиля, а также правила их использования на различных носителях мы называем руководством по фирменному стилю.
Как правило, полное руководство по фирменному стилю содержит:
- Основные визуальные стандарты бренда (изображение логотипа, слогана, фирменные цвета и шрифты):
- Цветное изображение логотипа (все варианты компоновки)
- Построение логотипа (особенности компоновки, пропорции)
- Цветная выворотка логотипа
- Монохромный вариант логотипа в черно-белых тонах
- Черно-белая выворотка логотипа
- Допустимое уменьшение логотипа
- Специальный вариант логотипа для нанесения на очень маленькие поверхности, например, на ребро карандаша
- Вариант логотипа для тиснения (на кожаной папке, на ежедневнике) – в один цвет
- Допустимые минимальные отступы от логотипа
- Недопустимые варианты воспроизведения логотипа
- Начертание слогана компании (в сочетании с логотипом и без)
- Указание фирменных цветов (Pantone, RGB, CMYK, Web)
- Рекомендуемые шрифты для полиграфии и Web
- Фирменный персонаж, а также иллюстрации с фирменным персонажем на все заданные темы
- Фирменная эмблема (школы, университета, клуба и т.д.)
- Особенные элементы фирменной графики (например, фирменный рисунок)
- Оформление деловой документации и презентационных материалов (визитная карточка, фирменный бланк, бланк внутреннего распорядительного документа – приказа, распоряжения, бланк прайса, бланк договора, фирменная папка и блокнот, шаблон презентации, шаблон коммерческого предложения и т.д.)
- Фирменная одежда (деловая и/или рабочая)
- Фирменная упаковка и этикетка
- Оформление сувенирной продукции
- Оформление офиса и/или оформление магазина в фирменном стиле (фасад и интерьер)
- Оформление транспорта
- Примеры оформления рекламных носителей
Процесс создания книги с руководством по фирменному стилю включает в себя дизайн-макет книги, создание иллюстраций к каждому разделу, написание текста руководства, верстку, а также печатные работы, изготовление обложки, переплет и, наконец, создание электронной версии книги (в формате PDF).
Конечно, все это стоит денег, но оно того стоит.
Гайдлайн и логобук
Помимо слова «брендбук» часто можно услышать такие термины, как «гайдлайн» и «логобук». Вкратце они означают следующее.
Гайдлайн (по-английски guideline, сокращенно от Corporate Identity Guideline) – это документ, который описывает правила использования всех элементов фирменного стиля на различных носителях. Правда, показалось знакомым? Вы правы, это и есть руководство по фирменному стилю, о котором мы подробно писали выше – только с модным названием.
Логобук (по-английски logo book) – это документ, который содержит всю информацию о логотипе, фирменные цвета логотипа и фирменные шрифты. По сути это первый раздел руководства по фирменному стилю. Если речь идет только о разработке логотипа, а также о документе, в котором подробно описаны правила его использования, то такой документ иногда называют логобуком. Модно и понятно.
Резюме
Известно, что любой профессиональный жаргон служит для узнавания своих и запутывания чужих. Мы уверены, что такой жаргон в большинстве случаев не нужен и все, что нужно знать о проекте, можно выразить обычным деловым языком.
Бороться с проникновением «ненужных» иностранных слов в нашу жизнь сложно, но можно. Теперь вы знаете значение терминов «брендбук», «гайдлайн» и «логобук», а значит, можете смело обсуждать их с потенциальным исполнителем, и сможете избежать путаницы при заключении договора на их разработку.