Блог

+380 (44) 451-65-50 (Киев), +380 (50) 353-33-24

Малый бизнес и социальные медиа: шаг первый

Малый бизнес и социальные медиа: шаг первый

Поможет ли больному бинт?

Для начала попытаемся коротко ответить на вопрос, а нужны ли вообще социальные медиа малому бизнесу? Самый честный и, кстати, весьма короткий ответ – неизвестно!

Поможет ли больному бинт? Если у него резаная рана, то поможет, а если кашель, то вряд ли. Также и с соцмедиа, это всего лишь инструмент, который имеет свои особенности, а также требует определённого мастерства в его использовании. Кому-то он пригодится, а для кого-то окажется совершенно бесполезен.

Сейчас многие корпоративные блоги и другого рода социальные ресурсы создаются по принципу «куды крестьяне – туды и обезьяне». Все завели себе Фейсбук, значит и мне надо. На самом деле – не факт. Конечно, есть совершенно конкретные и относительно надёжные способы раскрутки в социальных медиа, но, прежде, чем перейти к практике, давайте немного потеоретизируем.

Повезёт в любви

Два человека рассказывают один и тот же анекдот. Первый вызывает своей короткой историей гомерический хохот, а второй –  лишь парочку жалких смешков. Почему так происходит? Может быть первый из них талантливый рассказчик, а может второму просто не повезло с публикой? Бывает по-всякому. И хотя существует довольно много литературы о теории юмора, в реальности предсказать успех шутки с вероятностью 100% достаточно трудно. Опыт публичных выступлений и развитие актёрских навыков увеличивают шансы на успех, но фактор случайности остаётся. К социальным сетям и блогосервисам это также некоторым образом применимо. 

«Сегодня утром мы с мамой поехали на дачу. В электричке я покушал абрикосы и черешню. На даче мы поливали и собирали клубнику. Кушали суп. Потом я лег спать, а на даче был дождь. В обед я покушал опять черешню и абрикосы, доел их. С собой мне дали клубнику, лук зеленый, суп в банке, банан. Шли домой под дождем. Купил АиФ. Братик пришел с работы и готовит картошку с грибами и сливками. Такой день.»

Вы поверите, если я скажу вам, что к этой записи оставлено 77 комментариев? А, между тем, это так!

Блогер, который пишет заурядную бытовую чепуху, вдруг становится объектом внимания тысяч пользователей. Почему так? Везение, случайность, что-то ещё? В любом случае, будьте готовы, что вложение финансовых и человеческих ресурсов в развитие созданного вами сообщества ни к чему не приведут или наоборот популярность придёт откуда не ждали.

Социальный объект

Оставим фактор случайности в стороне (увы, на него повлиять невозможно) и подумаем, как нам создать такую площадку в соцсетях, куда захочет придти пару десятков, а то и сотен тысяч пользователей.

И в онлайне и в оффлайне любая социальная группа собирается вокруг «социального объекта». Например, у меня каждый вечер в сквере собирается компания из 10 человек разного пола и возраста, которые с удовольствием подолгу общаются друг с другом. Их объединяет тот факт, что у каждого в руках поводок, на конце которого находится славная псина. При этом собачники обсуждают не только своих питомцев, но и повышение цен на продукты, политическую ситуацию, просто болтают о погоде. Их контакт начался с общих собачьих интересов, и теперь они почти что друзья.

Кроме очевидных тем и интересов социальными объектами иногда становятся совсем неожиданные вещи. Не так давно ВКонтакте одной из самых популярных групп было сообщество под называнием «Группа людей, которых тянет заржать во время серьезного мероприятия». В ней состояло почти 900 тысяч человек. Как видите, пользователям на полном серьёзе интересно объединяться вокруг такой ерунды, но раз их так много, может это и не такая уж ерунда?

Если вы открываете интернет-магазин (самые популярные социальные сети давно обзавелись плагинами и надстройками для этого), то нет никаких проблем. К вам придут те, кому нужен пылесос или кеды, хотя тоже придётся постараться приманить покупателей.

Но вот если вы открываете корпоративную группу, которая призвана привлечь внимание к вашему бренду или бизнесу, то тут всё несколько сложней. Подумайте, так ли уж интересно и важно пользователям знать хоть что-то о вашей компании? Сможет ли такой социальный объект собрать вокруг себя тысячи пользователей? Вряд ли. Что же делать?

Я бы посоветовал отказаться от идеи корпоративного блога или сообщества вообще. Лучше подумать о том, какие интересы потенциально могут сблизить ваших покупателей. Скажем, если вы продаёте вилки, то лучше открыть кулинарную группу, где пользователями смогут делиться рецептами блюд.

А дальше?

Дальше надо не полениться и провести собственное небольшое медиаисследование, чтобы выяснить, насколько выбранная вами тема популярна. Тут вам в помощь сервисы поиска по блогам,  внутренние поисковики социальных площадок и тренды запросов в Гугл http://www.google.com.ua/trends/?hl=ru, где можно посмотреть, чем интересуются пользователи сетей.

Кстати, кулинарных сообществ и блогов пруд пруди, поэтому продавцу вилок в эту историю соваться не стоит. И, по всей видимости, придётся думать дальше…